Духовно-нравственное воспитание в условиях детского дома




Духовный - …всё относимое к душе человека,
 все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность – внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек,
этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» 

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема  духовного и нравственного становления личности. Эта проблема стоит и перед  педагогами детского дома.
Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Целью работы педагогов детского дома в рамках духовно-нравственного воспитания является  осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
В своей воспитательной деятельности  руководствуемся педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.
Для достижения поставленной цели используем следующие виды деятельности: диагностическую, трудовую, эстетическую, общественно-полезную, ценностно-ориентированную, исследовательскую, художественно-творческую, спортивно-оздоровительную.
В результате нашей деятельности мы ожидаем, что выпускники продемонстрируют:
Ü     знание нравственных норм
Ü     осознание нравственных правил
Ü     потребность и умение их выполнять
Ü    способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь)
Ü     поведение в соответствии с нравственными нормами

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Мы выбрали направления воспитательной деятельности – через формирование следующих ценностей:
·        Любви к родине
·        Уважение к семье и традициям
·        Потребности в здоровом образе жизни
·        Осознания красоты
·        Трудолюбия
·        Бережного отношения к Земле
·        Культуры общения.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. С целью приобщения к духовности в детском доме создан православный уголок, проводятся встречи с представителями церкви, занятия в Воскресной школе. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение воспитанников в деятельность трудовую, общественную, художественную, спортивную, исследовательскую  и пр.
Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании воспитанника нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

4 комментария:

  1. Уважаемая Татьяна Владимировна! Тема Вашего блога интересна и актуальна. Расскажите поподробнее каким образом ведется работа по проблеме духовно-нравственного воспитания с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию и как вы осуществляете диагностику в этом направлении?

    С уважением Неверова Л.П.,ТОИПКРО

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Лариса Павловна, а также другие читатели блога! Воспитанникам детского дома необходима помощь в поиске жизненных смыслов, выработке ценностных ориентаций. Поэтому важной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для нравственного становления личности средствами информационно-компьютерных технологий, в том числе и с помощью использования метода проектов. В ходе работы над проектом создаются условия для формирования у детей таких качеств личности, как скромность, доброта, толерантность, взаимоуважение и взаимопомощь, трудолюбие и ответственность. Так, работая над проектом, воспитанники, ощущая на себе дружеское расположение других участников группы, становятся открытыми и раскрепощёнными, вежливыми, чуткими, отзывчивыми. При распределении поручений учитываются возможности и желания каждого воспитанника, поэтому каждый ребенок чувствует ответственность за порученное дело, стремясь к достижению общей цели. Ребята став единой командой, учатся слушать и слышать друг друга, радоваться успехам других.
    Метод проектов позволяет не только приобретать новые знания и применять их на практике, но и формировать активную позицию воспитанников по разным вопросам, формировать такие качества, как самостоятельность, креативность и т.д.
    В 2010 году повсеместно проводилась подготовка к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим в компьютерной изостудии была организована работа над проектами по тематике ВОв. В ходе работы мне пришлось столкнуться с проблемой: новое поколение плохо знает историю и мало интересуется ею.
    Чтобы объединить ребят для реализации единой цели – сбора и обобщения информации о событиях и участниках Великой Отечественной войны, из числа воспитанников, активно посещающих компьютерную изостудию, была сформирована поисково-исследовательская группа «Наследники Победы».
    В ходе работы над проектами воспитанниками были организованы: экскурсия в Краеведческий музей г.Рассказово по экспозициям «Рассказовцы-герои», «Труженики тыла города Рассказово и Рассказовского района», а также встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.
    В результате работы поисково-исследовательской группы накоплен богатый материал по тематике ВОв, который был представлен в виде мультимедийных проектов на областные конкурсы. Работа над проектами способствовала изучению истории ВОВ, ознакомлению в ходе поиска с подвигами жителей Тамбовской области, проявленными в годы войны, воспитанию уважения к делам своих предков, любви к своему городу, желанию беречь и охранять памятники культуры, военной истории. В сердце каждого воспитанника поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Владимировна, спасибо большое за подробный комментарий. Видна Ваша огромная работа в этом направлении, и, главное, искренняя, светлая любовь к Вашим воспитанникам. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемая Лариса Павловна! Большое спасибо за Ваши комментарии! Всегда рада видеть вас на страницах моего блога.

    ОтветитьУдалить