Видеозал как средство духовно-нравственного воспитания

Активное развитие  информационных технологий, быстрое устаревание знаний с одной стороны, заполнение экранов телевизоров, печатных изданий, интернет-сайтов развлекательной, легкой продукцией, не редко отличающейся низким эстетическим и духовным уровнем с другой стороны, приводит к резкому сужению художественно-эстетического пространства подростков. Одним из путей преодоления данной ситуации в детском доме является организация видеозала по субботам. Сеансы субботнего  зала пользуются устойчивым спросом. Они собирают от 20 до 35 человек. Зрительская аудитория разнится  по возрасту и соответственно по интересам. Просмотр осуществляется с использованием компьютерной техники и мультимедийного проектора. Перед началом учебного года ребята подают заявки  на просмотр  фильмов, которые они хотели бы посмотреть. С учетом их пожеланий формируется план  работы видеозала по субботам.  В будущем учебном году, например, планируется просмотр фильмов «Борис Годунов», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»,  а также новинок современного кино. Ребята с увлечением смотрят не только современные художественные и мультипликационные фильмы, но и  научно-популярные фильмы и виртуальные экскурсии.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах  детского дома. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: она позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта. В текущем учебном году ребята побывали в виртуальном Ленинградском зоопарке, «посетили» Псковский государственный музей-заповедник, дом-музей поэтессы М.Цветаевой.

Возможности компьютерной изостудии позволяют не только  посещать электронные музеи, но и дают возможность создавать свои виртуальные экскурсии. Метод проектов учит воспитанников приобретать знания самостоятельно, работать индивидуально и в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника). Выполненный проект – это конкретный результат, готовый к внедрению. Например, в течение года воспитанниками средней группы разрабатывался мультимедийный проект «Виртуальная экскурсия  по городам Тамбовской области».  В  следующем учебном году планируется провести данную экскурсию  в видеозале.

Опыт показывает, что организация видеозала помогает в решении таких серьезных задач, как духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка, расширение кругозора. Видеозал способствует обогащению внешнего и внутреннего мира, так как ребенок – это достаточно открытая система, имеющая два вектора развития, как  в сторону добра, так и в сторону зла. С помощью видеозала воспитанники детского дома, живя и развиваясь в реальном мире, проникаются историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды.



4 комментария:

  1. Опыт вашей работы заслуживает искренней похвалы и внимания со стороны педагогов. Вы решаете таким образом сразу несколько задач как в плане воспитания, так и в плане формирования ключевых компетенций учащихся.
    Я также практикую в своей работе проведение виртуальных экскурсий по лермонтовским местам, по литературным местам города Тамбова , Санкт- Петербурга, посещение Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова (Мелихово). Я считаю этот вид учебной деятельности очень интересным
    А еще своим родителям я советую устраивать дома совместные просмотры вместе с детьми известных и любимых старшим поколением фильмов («Офицеры», «Щит и меч» и других ) и обязательно с финальными кадрами, где звучат знаменитые песни - своеобразные гимны патриотизму - «С чего начинается Родина», «О героях былых времен…»( Сейчас таких фильмов на DVD –дисках достаточно). А потом, через несколько дней, когда ребенок не будет занят своими делами, как бы между делом поговорить о незначительных на первый взгляд словах песни : об отцовской буденовке, о запевке скворца и т.д. Такое общение с родителями, на мой взгляд, окажет самое положительное влияние на формирование духовно- нравственных ориентиров личности ребенка

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это то, что ждут все учащиеся - виртуальный видеозал! Сколько эмоций испытает каждый ребёнок, когда соприкоснётся с реальным миром мультимедиа... Тем более, что немногим детям удается побывать в других городах, музеях из-за банальной нехватки средств. Практикуйте это и в дальнейшем.

    ОтветитьУдалить
  3. Виртуальный видеозал - действительно мечта, но не только для учащихся. У нас маленькая школа, виртуального зала нет, но хорошие фильмы мы иногда смотрим. Мне очень понравилась идея семейного просмотра подобных фильмов. Успехов Вам и новых замечательных идей.

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо за столь теплые и яркие комментарии! Организация видеозала на мой взгляд не требует больших вложений, особенно при наличии сети Internet. Зато сколько положительных моментов в работе с детьми. Ведь для них видеозал - это не только увидеть новый интересный фильм, но и возможность посмотреть на себя со стороны (просмотр видеозаписей с праздников, проводимых в детском доме), получить оценку своей авторской разработке (просмотр мультимедийных проектов и презентаций), а также возможность расширить свой кругозор, став участником виртуальной экскурсии.

    ОтветитьУдалить